Тиснение: блинтовое и конгревное тиснение фольгой. Применение в упаковке

Тиснение – это полиграфический процесс создания рельефного изображения на широком спектре запечатываемых материалов, таких как бумага различной плотности, картон, кожа или дерево. Данная технология используется для отделки и брендирования упаковочной полиграфической продукции.

Блинтовое тиснение

Название происходит от английского blind – слепой. Блинтовое, или бескрасочное, тиснение осуществляется путем прижима пресса с вытравленным клише – рельефом требуемого рисунка - к материалу. Оттиск получается бесцветным, то есть «слепым».

Особенно эффектно блинтовые оттиски выглядят на изделиях из кожи и кожзаменителя: папках, кошельках и обложках. Иногда оттиски используют для последующего нанесения фольги или краски. Такая последовательность полиграфических процессов позволяет увеличить стойкость изображения к повреждению и истиранию. Кроме того, поверхность материала в процессе блинтования разглаживается, что упрощает нанесение колорированного(красочного) слоя.

Тиснение может осуществляться горячим и холодным методом. Горячее тиснение имеет ряд ограничений по применяемым материалам, так как в его процессе прожигается верхний слой. Кроме того, оно имеет более высокую стоимость, чем холодное, и целесообразно только на крупных тиражах. На тиражестойкость влияет и материал используемого в тиснении клише. Так, например, магниевые выдерживают до 50-ти тысяч оттисков, медные – до 100 тысяч. Самые долговечные – латунные, более 1-го миллиона оттисков. Для малых тиражей часто используются формы высокой печати с достаточной жесткостью по Шору.

Конгревное тиснение

В отличие от предыдущего метода, в конгревном тиснении применяются штамп и контрштамп, копирующие требуемую иллюстрацию и совпадающие друг с другом. Материал помещается между ними, и на выходе получается объемное изображение, выпуклое или вогнутое (обратный конгрев).

Такая технология позволяет получить изображение различной высоты рельефа с мелкой детализацией элементов, которые зависят от точности изготовленного клише.

Возможны различные варианты конгревного тиснения:

  • Красочное или слепое. При цветной технологии между материалом и клише помещается фольга или специальная пленка;
  • Горячее и холодное;
  • Одно- или многоуровневое. Здесь речь идет о высоте рельефа изображения и о том, насколько различные его элементы приподняты друг над другом.

Конгрев позволяет создать действительно уникальный продукт, который к тому же будет приятен и интересен эстетически. По этой причине он востребован в производстве визитных карточек, пригласительных билетов и открыток.

Тиснение фольгой

Возможность декорировать изделия разноцветными металлизированными элементами вывела тиснение фольгой на обширный рынок упаковки. Разнообразие расходных материалов способно удовлетворить любые требования. Для премиальной упаковки алкоголя, парфюмерии или косметики обычно используется золотое и серебряное тиснение; в массовом производстве востребована более яркая, разноцветная палитра.

Температура тиснения

В отличие от вышеперечисленных методов, где высокая температура ограничивала заказчика, с фольгированием ситуация чуть более сложная.

Холодное тиснение Горячее тиснение
Нанесение и закрепление УФ-клея Имеется термореактивный клеевой слой
Тиснение холодным штампом Оттиск выполняется разогретым клише
Подходит для гладких бумаг и термоплавких пленок Реализуется на изделиях из целлюлозы (бумага, картон) и кожи

Таким образом, тиснение фольгой позволяет провести постпечатную обработку практически любых материалов.

Выбор технологии

Тиснение является одним из наиболее универсальных методов послепечатной обработки. При выборе нужной технологии для изготовления упаковки из картонов, микро-, гофрокартона или слим-картонов необходимо учитывать следующие основные факторы:

  • Тираж. Особенно важен для блинтового и конгревного тиснения (последнее все чаще используется в заказах малого объема);
  • Материал. Как и в любом полиграфическом процессе, в тиснении огромную роль играют физико-химические свойства контактирующих материалов;
  • Дизайн. Основная задача здесь: точно определить целевую аудиторию и способ ее заинтересовать.