Лакирование: применение в упаковке, технологии и особенности

В полиграфии лакирование - это технология отделки печатной продукции путем нанесения на ее поверхность полиграфического лака. Процесс направлен на то, чтобы облагородить изделие и защитить его от возможных вредных воздействий.

Виды покрытий

Все полиграфические лаки по их природе можно разделить на три основные группы:

  • Офсетный лак. Это покрытие схоже по структуре с офсетными красками, а потому почти неразличим на оттиске. При этом он придает яркость и насыщенность цветам, и как любой другой обеспечивает защитные свойства;
  • Водно-дисперсионный лак (ВД-лак). Он имеет ряд преимуществ: не желтеет со временем, способствует закреплению нанесенной краски и быстро сохнет. Это позволяет сэкономить время и при необходимости сразу перейти к другим постпечатным процессам;
  • Ультра-фиолетовый лак (УФ-лак). Его особенность состоит в том, что он закрепляется на поверхности под воздействием ультрафиолетового излучения. УФ-лакирование - самая дорогостоящая технология, однако с ее помощью можно добиться наиболее качественного результата.

Технологии нанесения лака

В зависимости от того, какого результата нужно добиться после лакирования, его можно осуществить сплошным или выборочным способом.

Сплошное покрытие хорошо подойдет в качестве защитного слоя как более дешевый аналог ламинирования. Например, лакированный запечатанный лайнер (верхний слой микрогофрокартона) будет защищен от эффекта "отпечатков пальцев", и упаковка дольше сохранит товарный вид.

Выборочное лакирование наносится только на определенные участки поверхности материала. Это декоративная технология, которая позволяет выделить продукт среди остальных, обратить внимание на детали, разнообразить дизайн. Иногда выборочному предшествует сплошное офсетное лакирование или защитное ламинирование.

Эффекты

Наиболее простые визуальные эффекты, которые может обеспечить покрытие - глянцевая или матовая поверхность. Такой результат может быть получен при помощи УФ-лака, и в меньше степени - ВД-лака. Также стоит помнить, что глянцевое покрытие, хотя и является интересным дизайнерским решением, снижает читаемость текста, а матовый лак приглушает цвета и склонен к истиранию.

Путем объединения матового и глянцевого лакирования, добиваются еще одного интересного эффекта - drip-off, иногда называемого Twin-spot.

Сначала поверхность покрывают выборочным матовым лаком, оставляя свободными зоны для декорирования. Затем наносится сплошной глянцевый слой, который равномерно покрывает места без матового лака, а там, где матовое покрытие есть - собирается в капли из-за несовпадения поверхностного натяжения и образует более грубую поверхность по типу "апельсиновой корки". Таким образом, дрип-офф из дефекта печати превратился в необычный элемент декора.

УФ-лаки с добавлением блесток всевозможных расцветок - глиттерные лаки - наиболее востребованы при оформлении подарочной продукции и канцелярии. Это могут быть открытки, коробки для подарочных наборов, обложки дневников, блокнотов и многое другое.

Для того, чтобы сделать дизайн не просто заметным, но и необычным, хорошо подходит объемное лакирование. Высота полученного выборочного покрытия соизмерима с высотой термоподъема, и такое выпуклое изображение будет довольно интересно на ощупь.

Существует категория покрытий, имеющих только защитный эффект - барьерные лаки. Они необходимы в том случае, когда поверхности нужно придать устойчивость к  определенным химическим вещества (жирам, щелочам, воде). Чаще всего они применяются при производстве картонной упаковки пищевых продуктов. Лакирование обеспечивает защиту продукта от окружающей среды, и в то же время предохраняет материал от впитывания этого продукта.

Применение лакирования

Как и большинство способов постпечатной обработки, лакирование может осуществляться в производстве практически любой продукции. Покрытие лаком часто служит альтернативой другим, более дорогостоящим или трудоемким технологиям: ламинированию (УФ-лаки и барьерные лаки), термоподъему (объемные лаки). Такое решение позволит сэкономить на изготовлении визиток, открыток, пищевой упаковки.

Лакирование поможет без особых затрат исполнить сложные решения по отделке и выполнит защитные функции для печатной краски и материала. Это особенно важно при производстве упаковочной продукции, где требуется и качество, и яркий дизайн.

Вы можете заказать изготовление упаковки с любой из описанной выше технологии постпечатной обработки.